Сколько стоит вернуть к жизни ретротехнику: коллекционер из Гродно в 80-х годах рискнул обменять новенькую шестерку на 39-летний ЗИМ-12 -и не жалеет

Сейчас это хобби разделяют девять единомышленников, объединившихся в клуб "Винтаж".

Сергей Витольдович был владельцем престижных по тем временам "Жигулей" 6-й модели, когда увидел на Брестчине в частном гараже шестиметровый ЗИМ-12.

Послевоенный лимузин, на котором ездили представители партийной верхушки, в свое время попал сюда из Москвы и уже давно ржавел за ненадобностью. Мужчина вспоминает, что у него от такого раритета дыхание перехватило:

- Я тогда не задумываясь поменял почти новую "шестерку" на 39-летний ЗИМ. Люди в моем окружении не понимали такого порыва. Чтобы восстановить эту машину, понадобилось немало времени. Она и сейчас на ходу.

Разбег, толчок...

Уже годы спустя на выставке в Москве Сергей Витольдович увидел знаменитого собрата своего автомобиля - ЗИС-110, на котором ездил сам Сталин. Машина продавалась за миллион долларов. К слову, другие восстановленные авто этой марки сегодня стоят около 150 тысяч долларов. Свои же машины Сергей Мукасей не продает, считает, что у них другое предназначение - коллекционное. А три года назад осуществилась его давняя мечта - в Гродно было зарегистрировано любительское объединение "Культурно-исторический автомотоклуб "Винтаж", основателем и руководителем которого он является. Так что сейчас Сергей Витольдович в команде таких же девяти неугомонных единомышленников. Многие знаковые городские мероприятия, парады открывает уникальная колонна автомобилей, которые вернули к жизни их умелые руки.

Сергей Мукасей открывает дверь мастерской. Первым бросается в глаза ЗАЗ-965. Крошка "Запорожец" стилизован под божью коровку, даже забавные рожки приделаны.

- Эта машина вызывает восторг у детворы, - улыбается Сергей Витольдович. - Разумеется, есть у нас и техника посерьезнее.

Он снимает чехол с соседней машины - и взору предстает свадебная карета, сделанная на базе Mercedes-Long 1970 года выпуска. Это своеобразный лимузин - три ряда сидений. Интересны знаменитая советская "Победа", которой 67 лет от роду, и военный ГАЗ-69. Всего же в коллекции "Винтажа" более 10 автомобилей и 5 мотоциклов. И это только начало.

Сколько стоит вернуть к жизни ретротехнику: коллекционер из Гродно в 80-х годах рискнул обменять новенькую шестерку на 39-летний ЗИМ-12 -и не жалеет

Будут как новенькие

В СССР личное авто было предметом роскоши: "Жигули", "Москвич" были доступны далеко не каждой семье, не говоря уже о "Волге". Сегодня дороги и дворы запружены в основном иномарками - и новыми, и видавшими виды. Тем не менее советские автомобили в последние годы снова в цене. Упомянутый ЗИМ, к примеру, тянет на 80 тысяч долларов. А сколько сил и средств уходит на то, чтобы превратить "металлолом" в дорогой раритет? Сергей Мукасей раскрывает некоторые нюансы:

- Реставрация автомобилей - дорогое хобби. И с каждым годом цены на ретротехнику растут. Машины стареют, их количество уменьшается, все это сказывается на стоимости. Чтобы восстановить один автомобиль, нужны, как правило, три донора аналогичной модели и того же года выпуска. Их предстоит разобрать, почистить, покрасить. И сам автомобиль мы полностью перебираем. Последний штрих - покраска. В итоге на реставрацию уходит около года при условии, что есть все запчасти.

Что же касается цены, она - в руках мастера и в немалой степени зависит от его способности найти детали подешевле. За необходимой частью автомобиля настоящие реставраторы могут даже отправиться за границу. И к гродненцам приезжали с той же целью мастера из России и Эстонии. Автомобиль под восстановление можно найти и за пару сотен долларов. Но это будет не машина, а одно название, поэтому обычно мастера изначально на цене не слишком экономят, пишет "СБ".

Сколько стоит вернуть к жизни ретротехнику: коллекционер из Гродно в 80-х годах рискнул обменять новенькую шестерку на 39-летний ЗИМ-12 -и не жалеет

Во сколько же примерно обойдется реставрация модной нынче "Волги ГАЗ-21", если брать детали в Москве, где на них большие спрос и предложение? Одна только накапотная фигурка “Олень” стоит примерно 280 рублей, плюс лодочка для нее - более 40, решетка радиатора обойдется в 110-120 рублей, бампер в сборе - еще 1,5 тысячи, колпаки колес потянут на 90 рублей и так далее. По некоторым подсчетам, затраты на скрупулезную и основательную реставрацию машины составят около 35 тысяч рублей. Но это если все запчасти искать, например, на российских рынках. По словам Сергея Мукасея, в Беларуси цены на ретрозапчасти значительно ниже, можно уложиться и в полсуммы. Разумеется, самое дорогое в таком автомобиле - работа мастера.

Год назад "Винтаж" удивил гродненцев моторикшей, созданной на базе первого советского трицикла "Муравей". А к нынешним новогодним праздникам здесь восстановили старинные сани, которые нашли в одной из деревень Гродненского района. Судя по ковке и другим элементам, они были сделаны в начале ХХ века и предназначались для выездов по торжественному случаю. При реставрации, кроме полозьев, на сани установили колесики, что позволяет использовать их и в бесснежную зиму.

Сейчас гродненские умельцы вплотную подошли к теме эволюции велосипеда, в мастерских уже немало и двухколесных раритетов. Колдуют они и над ГАЗ-67 Б, который "служил" в Красной Армии еще в годы Великой Отечественной войны.

Сергей Мукасей не скрывает амбициозных планов клуба - создать в Гродно при поддержке таких же неуемных людей музей ретротехники.